|
автор: Маленков С.К. из книги ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО Сборник повестей, полезных
предложений проектов гражданина СССР-РФ Маленкова С.К. из воспоминаний с
детства до пенсии Вступление \ 1. Мой садик и мой дворик \ 2. Ванна дома моего \ 3. мой первый секрет \ 4. моя первая точилка \ 5. мой второй секрет \ 6. санки \ 7. Солнечные уши \ 8. лыжи (доски
бесстрашия) \ 9. обруч \ 10. Домино, лото, шашки \ 11. Металлолом для Поезда \\ 12. Моя броне стена \ 13. Детский взгляд на болезнь
большевизма: 13.1. Нормален ли большевизм?
\ 13.2.
Сколько стран большевизма
\ 13.3.
Детский взгляд на большевизм. \ 13.4. Почему я добровольно
сумасшедший? \ 14. Мои подземные коридоры
\ 15. Аллея отца \ Рассказик 2 Ванна дома моего (г. Новомосковск \ Безумные идеи ХХ века) v 1.0 обновл
09-04-2006 |
1. Банная
карета. 2. Баня вместо кареты. 3. Домашнее озеро
Учёные давно утверждают, что все люди
произошли от обезьян. И учёные в СССР – в большом почёте. Хотя они более
всего отошли от своих предков. Рождённые некогда от обезьяны - сильно ныне от
неё отличаются. Они не могут просто лазить по земле и деревьям, кушать и
какать. Впрочем, лазить по деревьям они совсем почти разучились и даже стыдят
своих детей за проявление этого стремления на дерево. Они и едят не то и не
так, как предки. Но они ещё приучились часто мыться. Каждые 10-20
лет в нашей жизни появляется что-то настолько новое, что наши родители и в
мечтах не имели. Зато вновь родившиеся не успевают даже узнать о том, что
было мечтой предыдущих и уже исчезло, заменено. И оно не возникло само, как и
возможность купить диковинки за деньги. Естественный
запах немытого животного – тоже стал предметом стыда. И не только после
разрушительной войны. Так было немного и до неё. А у очень немногих – ещё и
при царях. Правда, входящие в моду одеколоны и духи любят и используют пока в
середине ХХ века - не все. Зато научились понимать и почитать запах особенный
– запах чистого белья. Я тоже быстро
научился его любить. В чистой рубашке я с особой улыбкой выходил из дома. Мне
казалось, что все чувствуют этот особый запах маминой стирки. Я с блаженством
засыпал в свеже застеленной постели. Мама это знала и стремилась такие ночи
делать более частыми, хотя обычно это было в субботу на воскресение. Однако, было и
параллельное событие – мытьё нас самих. Зачем же грязным лезть в чистое!? В этом
праздничном действии было 3 этапа: моё купание в корыте, хождение с
родителями в баню, мытьё в собственной ванной. Первая купель в жилище нашем появилась
раньше меня. Её купил и принёс домой[1] отец перед
возвращением мамы из больницы со мной. И её сразу прозвали "банная карета" за похожестью,
т.к. она имела высокую спинку "с подлокотниками", хотя я
в ней мог и вытянутся во весь свой небольшой тогда рост. А главное – она
была сработана знаменитым своими руками столяром, жившим в одном из бараков
недалеко от рынка и ДК Химиков. Да, моя "банная карета" была
деревянной и пьянила душистым распаренным деревом. Мастер знал толк в дереве.
Она осталась в наследство кому-то из остававшихся в бараках при нашем
переезде в двухэтажный дом. Вторая купель в жилище нашем появилась
сразу на новоселье. Её отец присмотрел в магазине заранее. Я вырос, и ладить
большие деревянные купели далее было… дорого. Новую купель тоже назвали "банная карета" за похожестью,
т.к. она хоть и имела размер обычного стирального корыта, но имела высокую
спинку с покатом типа "подлокотника". Но облокачиваться на жестяной
край уже не составляло удовольствия. Рассчитана она была "на вырост", на много лет. Пользование
новой "каретой" имело свою секретную технологию. Сначала грелась и
смешивалась до нужной температуры вода. Потом приглашали и погружали в это
озеро меня. Всё шло благополучно довольно долго. Я не запомнил
возраст, когда пошёл и забегал, хотя мама мне это говорила, но я это не
считал важным... У меня ведь уже были и куда более веские достижения. И вот однажды я
стал свидетелем наполнения корыта водой. Большой бак-кастрюля, в которой
кипятилось и бельё для стирки, впервые при мне был перевёрнут в корыто с
грохотом водопада. И этим грохотом
была отрублена счастливая пора купания. Я наотрез
отказался лезть в "карету". И как в случае с отказом от детсада
– меня сломить было не возможно. Дальше жить можно было по-другому. Корни этой
вспыхнувшей неприязни спрятаны были, как ни странно, - в городской бане,
которой вновь предстояло выйти на сцену. Но об этом чуть далее…. Корыто ещё
висело в умывальной комнате на гвозде в стене. Его использовали по-прежнему
для стирки. А в мытье семьи наступил второй этап. |
С баней я уже был знаком, поэтому
открытием она для меня не стала. Но новизна была. Первые походы в баню у меня
были в компании с мамой, т.е. мыла она меня в женском отделении. И о наличии
другого я даже не знал, не думал. Было это в зимние дни жизни в бараке, где
тепло создавалось и удерживалось трудно и в общей кухне, и в нашей отдельной
комнате. Я часто простывал, что потом почти до окончания школы легко вело
меня к любым простудам. Баня же – это
не простое мытьё! Если не отказывать себе в удовольствии от основного меню
любой бани - парилки. Парилка шла между первой помывкой и последующими.
Дышать в парилке тяжеловато. Зато после парилки особо легко дышится. И после
бани с парилкой я не простывал от дороги домой по морозцу! Но там
постоянно жили опасные "шайки"[2], то есть
жестяные тазы, от которых при наполнении из двух рядом стоящих огромных
кранов (с горячей и холодной водой) шёл ужасный грохот и летели опасные
брызги кипятка. Краны в бане
были ужасно огромными, много больше больничных (т.е. барачных не было вообще,
там водоразборная колонка была на улице, а квартирные я увидел много позже),
с обильной струёй (чтоб не создавать очередь) с огромными деревянными ручками
(чтобы не обжигать руки). Их было несколько пар с каменной тумбочкой для
установки "шайки" при наполнении. Грохот моей
"банной кареты" в тот роковой день напомнил мне грохот банной
"шайки"… После отвержения "кареты" мы уже ходили
в баню втроём. Но у бани мама шла в прежнюю дверь, а я с отцом – в другую,
которая вела в мужское отделение. Половая разница
этих помещений и посетителей меня не интересовали. Рано осознанный факт
разницы был просто знанием в многообразии разниц жизни. Я знал, что
полные груди – счастье грудных детишек, а пустые повисшие – результат их усердного
питания. И если толстые животы – от усердия в еде, то повисшие животы – от
прекращения этого нездорового увлечения. Знал, что мышцы рук и ног (а то и
животы в придачу) виснут от прекращения тяжёлой работы по болезни или по
старости. Большинство этих людей надорвалось не из жадной работы на себя, а
от работы на благо страны и её светлого народного будущего. Поэтому этим
уродствам я сочувствовал. Мама ставила
меня ногами в одну "шайку", с аккуратно разбавленной парящей водой,
а в другой - разводила мыло и мыла мочалки. В душ я не допускался, т.к. краны
его были высоко, регулировались они капризно, можно было и ошпариться, пол
был наклонный и скользкий. От банного пара закладывало уши, и слышался
странный звонкий гул… По банному залу текли реки грязного мыла. Столько грязи
ни дома, ни в больнице, где мама работала[3] медсестрой в
хирургическом отделении с 35 по 41 год – не было. Но слив с себя до этого не
видимую грязь, все выходили розово-чистыми. До раздевалки я летел на маминых
руках. С отцом мыться
было интереснее. Меня удивляло,
сколько людей знали моего папу, приветствовали его в раздевалке, в парилке и
в общем зале. У мамы не было столько подруг в бане. Потом я узнал, что
знакомые люди ходят не только в гости, но и любят в одно и тоже время встречаться
в бане, в парке, в клубе, во дворах за домино или лото… С отцом я
опробовал другой пар в парилке. Его делали и с квасом, и с пивом, лившимся на
раскалённый "жар", и ещё с чем-то душистым. Парилку между сеансами
специально выветривали и "сушили" (но не студили!). У знатоков
этого к делу в нужный час приходили свои друзья. Так что это было не простым,
и не общегородским удовольствием. Хотя его освоить пробовали многие. Верхние
полки были мне не по силам. Был внове и хлёсткий веничек. Был и хлёсткий душ,
в котором я кувыркался в руках отца. Каменную лавку
отец ошпаривал кипятком, мыл с мылом, потом мы друг-другу тёрли спины.
Насколько моих сил хватало для отца? Но он поощрял мои старания показать
силёнку. Правда, кто-нибудь из знакомых отца тоже дополнял мои старания,
получив и ответную помывку спины… Жаль, что происхождение от обезьян не
сохранило человеку их длинные лапы-руки для удобства мытья в бане… Лучше бы мы
произошли от гибких и чистоплотных кошек, которые без труда вылизывают себя
целиком, как ни одно другое животное или птицы… Несколько лет спустя,
познакомившись с чудесами гимнастики, я спрашивал: - Почему
гимнастов не обучают полезному в жизни? Например, без чужой помощи себя
целиком помыть (как кошки), осмотреть или перевязать? Я уже пытался
разобраться в знаниях нужных и неиспользуемых, пытался выделить наиболее
используемые знания в жизни и в разных профессиях. И удивлялся, что другим
это не интересно, пока это не приказано "сверху" каким-нибудь
начальником. В бане я
получал и видел ещё одно диковинное удовольствие - банный массаж, которого в
мамином отделении не было. Там часто "просто мылись", как и дома,
но публично и в море воды. А это – не то! В условленное
время, чувство которого никогда не подводило родителей, мы выбирались на
улицу и втроём румяными (даже летом) возвращались домой. Но наступило
событие, приведшее к третьему этапу семейной гигиены. |
Летом 1956 г. в нашей квартире, уже на
втором этаже дома, но много позже нашего переселения туда, появился
невиданный новосёл – чугунная ванна. Её приобрёл (и
с нанятыми рабочими втащил, поставил, "подключил") мой отец.
Тогда это был невиданный дефицит. Не было ещё магазинов сантехники, мало кто
знал, где её можно "доставать". В нашем доме она появилась первой.
Я ещё не ходил в школу. Но уже в школе узнавал, что у многих одноклассников
ванны в их квартире – нет, хотя по радио говорили, что все равны… Ванна едва втиснулась
в длину. И по ширине возле умывальника стало теснее. Горячая вода из крана
тогда не текла! Её надо было по-прежнему греть на керосинках и керогазах,
носить из кухни. Табуретку с керогазом на ней - поставить в умывальной
комнате (как раньше с корытом на табуретках) уже приткнуть было негде. Зато заурядное
название "умывальня" мы стали звать "зал домашнего
озера"… Это давало
немного бытовой романтики. Но надо сказать, что большинство боялось ванн на
2-м этаже. В прочность потолков тех домов не очень-то верили. Это человек –
70-80 килограмм, а кубометр воды – уже тонна! При строительстве тех домов
(после войны!) о ваннах не думали. О расчётах прочности потолков и разговора
не было. Зачем? Когда в нашей квартире шла помывка, соседи 1 этажа в свою умывальню
не заходили. От греха подальше… Стало возможно
нам мыться хоть каждый день. Стало легче полоскать бельё после стирки. Но
баню это не изменило и не отменило. Но и этот этап окончился 19 мая 1963
года, в день рождения пионерской организации. Но не ради этого праздника.
Просто отцу дари ордер на "отдельную" квартиру, где у каждого соседа – своя квартира, и 19 мая
совпало с нашим переездом в другой город за 12 километров, который назывался
тоже Новомосковск, но с цифрой "2" или прозвищем "южный"
(или город-спутник). Спутники уже летали в космос и было странно считать
город спутником. Там не было
бань, там в каждой квартире были ванны. И в нашей квартире № 4 дома 26 по ул.
Коммунистическая (угол с ул. Маяковского, никогда не бывшем в нашем городе[4]) был "зал
домашнего озера", специально оборудованный государством… Комната эта
была намного просторнее, даже с окном на кухню (увы, почти под потолком), с
батареей парового отопления. Там чуть позже поселилась и ещё одна диковина –
стиральная машинка. Падения нашей
ванны с потолка соседи уже не боялись: мы сами стали жить на 1 этаже. Но мы
не боялись падения на нас ванной соседей сверху: потолки были из бетонных
плит. Правда, хрущёвским
нововведением было подселение в рукомойно-ванную комнату - унитаза… В старых
квартирах умывальник и унитаз были всё же в разных комнатах… Раньше пукать и
какать в туалете стеснялись, когда кто-то умывался или мылся за стенкой в
ванной "зала домашнего озера". Можно ли это было теперь в
одной комнате с умывающимся или купающимся? Достигнутый
уровень культуры всё же не стоит опускать. Ведь это не было порой
послевоенной разрухи. Мы стали первыми в космосе и ядерной гонке. И не за
счёт экономии на туалетах… Зато вместо
печки в каждой комнате под окном и на кухне - была чугунная батарея
центрального парового отопления, а на кухне была газовая 4-х местная плита.
Сразу столько удивительных изменений! Рядом с
кухонной плитой на стене был металлический водогрейный шкаф, называвшийся "газовая
колонка". От него шла труба с горячей водой к кухонному рукомойнику и в
ванную, но не к рукомойнику в ванной. Смесителей воды не было, температуру
воды из крана меняли регулировкой газового факела в "колонке".
Текущую струю закрыть было нельзя до отключения водогрейной колонки, а то она
становилась перегрейкой и перераспайкой с водопротечкой… Керогазы
выкидывали на помойки, а оттуда их умельцы тащили на рынки для вторичной
продажи… Радио и газеты по-прежнему утверждали, что все равны, а в 1 и 2 Новомосковске многие жили ещё в бараках с
сараями и туалетами во дворе… Да, сарай мы
тоже потеряли, ведь дрова и уголь запасать было уже не за чем. Вместо него в
подвальном этаже с электросветом были деревянные ячейки-чуланы, где все стали
держать запасы картошки и бочки своей квашеной капусты, банки варенья и
маринадов. Парилку при
"домашнем озере" устроить уже не удавалось. Стены мокли и
плесневели, облезала масляная краска, нанесённая на штукатурку из песка со
слабыми следами цемента... Этому помогала и сырость из подвала. Нам, увы,
снова достался первый этаж… Но это была жизнь всё же уже другого уровня. Только 6 лет
спустя, уже живя студентом в Москве, я снова смог посетить баню, которая,
кстати, была лучше и чище новомосковской… Но это были знаменитые, хотя и "рядовые"[5], Сандуны. Они
сильно отличались от примитивных студенческих душевых при общежитиях на
Стромынке-32 и в студгородке "Сокол". Сравнивать со многими тоже грязными "районными"
московскими
банями я не стал… Пусть эти
сравнения опишут другие. Вновь "домашнее
озеро" ко мне вернулось только в 1976 году после возвращения из армии и
поселения в семье жены на Преображенке. Хотя это "малометражка"
хрущёвских времён. В пятиметровой комнате нас с женой и сыном - трое. Я ухожу
из инженеров рабочим на стройку – зарабатывать квартиру. Потом – развод (это
отдельная история) и скитания. И с 1981 года я
неизменно живу уже на берегу своего "домашнего озера" в Строгино. У меня опять
"отдельная" квартира, а в ней туалет и ванная – раздельны. Однако, мой
быт, как и гарантии страны, давно и сильно отстали. В моде и в реалиях
чужой жизни (опять-таки, заметьте, "равноправных" со мной граждан)
– домашние сауны и ванны с гидромассажем, настоящие домашние озёра-бассейны… Если страна
смогла снести почти все бараки за 20 лет после войны и поселить большинство
семей в отдельных квартирах, то квартиры с саунами и бассейнами можно было
начать строить в следующие 20 лет. Ведь к 1980 году Хрущёв обещал достроить
коммунизм и бесплатное всем мороженое… |
1956-1996-2006-2016 |
Вернуться в начало к оглавлению
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2017
ã
Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов,
главный редактор журнала Гражданская инициатива
Ссылка
на сайт, автора книги и идей, на публикуемые на сайте издания при цитировании
или перепечатке – обязательна.
Коммерческое
переиздание без согласования с автором и редакцией – запрещается.
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и
поставить его на Ваш сайт
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран и парламентов,
влиятельных
и простых людей.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925-537-28-07 \ 8-926-294-00-31
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение:
Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет
наказываться.
Обновление:
02-04-2017fog
[1] В военном билете отца сохранился адрес проживания мамы в период войны: ул. Бригадная, барак 26, к.22.
Жили ли они там же в 50-е, мне точно не известно. 26-й барак был далеко не крайним на улице. Каждая
улица начиналась с рядов бараков. Историки так и не составили статистику их числа и статистику об их
жителях, ушедших в безвестность, как и их жилища...
[2] Почему некоторые банды называли по типу этих тазиков? В память от банного удовольствиях, теряемого
в дикой (иногда лесной) жизни?
[3] 29 декабря 1944 года маме была присвоена инвалидность, главной причиной которой была жестокость
охранников в период её ссылки в "лагеря" (за "раскулачивание" отца и всей его семьи), которая была
стёрта ещё предвоенной реабилитацией и уже не упоминалась в документах, в том числе и медицинских.
В начале 50-х она была членом инвалидной картонажной артели в подвале ДК Химиков, где условия
труда были губительными для инвалидов.
[4] В каждом городе достаточно своих героев для увековечивания памяти о них в названиях улиц. Всех героев
страны так не перечислишь, разве что обидишь неупоминанием. Для них – энциклопедии о значимых
людях, лучшей их которых должна быть живая память.
[5] Были и есть "элитные" Сандуны, куда в 70-е было не просто попасть, а после перестройки – не по карману.